После окончания экскурса в историю речь на презентации пошла о внутренней структуре команды, занимающейся разработкой World of Warcraft. Каждой специальной задачей (например, написанием движка или созданием анимации) занимается небольшая группа из 5-8 человек. Главы групп, общим числом около тридцати, составляют ядро проекта. Именно здесь находится мозг, здесь определяется то, что будет с игрой дальше.
Главы отделов подчинены игровому директору (Том Чилтон) и директору по производству (Джей Аллен Брэк), которые, в свою очередь, отчитываются перед исполнительным продюсером. По воле случая, выступающий перед нами Фрэнк Пирс, и является этим последним, главой пирамиды.
Расскажем конкретнее о том, чем именно занимаются разные отделы, и сколько в них работает людей.
Программисты: 32 человека. Пишут движок, геймплей, средства разработки, серверную часть и интерфейс пользователя. С момента начала проекта программистами было написано 5.5 миллиона строк кода.
Художники: 51 человек. Рисуют персонажей, различных существ, доспехи и оружие, мир вокруг игроков, подземелья и все такое. Здесь же находятся аниматоры. Всего для WoW было создано 1.5 миллиона различных "художеств". Улыбающийся
Дизайнеры: 37 человек. Придумывают бои с боссами, квесты, классы, профессии, итемизацию, ачивки и так далее. Здесь же находится отдел, который, собственно, размещает в мире все то, что нарисовали художники, то есть создает игровые зоны. Дизайнеры создали 70 тысяч различных заклинаний и почти 40 тысяч различных NPC.
Видеовставки: 123 человека. Создают впечатляющие видео для всех проектов Близзард.
Звук: создают звуковые эффекты, музыку, проводят кастинг и записывают голоса всех героев. Всего в игре более 27 часов музыки.
Platform Services: 245 человек. Некоторые важные службы, такие как поддержка Макинтошей и локализация.
Огромной частью этих служб является отдел по обеспечению качества конечного продукта (проще говоря, тестеры). Здесь заняты аж 218 человек из 245. Эти люди тестируют контент и проверяют игру на совместимость с различным железом и программами. Всего на этот момент в игре отслежено около 180 тысяч багов.
Нередки случаи, когда люди из отдела тестирования идут на повышение и становятся разработчиками.
Интересный факт: Чтобы "донести" до конечного пользователя патч 3.1, по сетям передачи данных пришлось перегнать 4.7 петабайта данных. Петабайт это 1024 терабайта.
BONS - Blizzard Online Network Services. Отдел, занимающийся серверным "железом" Варкрафта. Всего игровые миры обслуживаются 13 тысячами серверных машин, в которых установлено 75 тысяч CPU. Общее количество оперативной памяти - 112 терабайт.
Фотография на фоне этого слайда - снимок из датацентра Близзард, расположенного в Калифорнии. Подобные центры существуют также в Вашингтоне, Техасе, Массачусетсе, Франции, Германии, Швеции, Сеуле, в Китае и в Тайване.
Специальные люди постоянно следят за погодой районе каждого из датацентров.
Историческая справка. Ровно пять лет назад, 18 сентября 2004 года, датацентр в Вирджинии, в котором распологалось "железо" бета-теста WoW, подвергся удару торнадо по имени "Иван". Здание датацентра было повреждено, персонал эвакуирован. Вода проникла в серверные залы и некоторое оборудование оказалось затоплено. Бета-тест пришлось прервать на несколько дней.
Фрэнк Пирс вспоминает, как в тот день из Близзард звонили в Вирджинию и спрашивали как у них дела, и персонал датацентра отвечал что все нормально. У Близзард, однако, в серверных стояли видеокамеры, картинка с которых неумолимо демонстрировала дождевые потоки, льющиеся по оборудованию. В результате экстренно сформированные спецбригады были посланы на закупку всего запаса фенов в местном супермаркете. Фены были использованы для просушки серверов, и всего что там стояло рядом.